Раздел I. Общие положения.

1.1. Настоящий свод является результатом обобщения многолетнего опыта популяризации точек, функционирования виртуальных игровых площадок, а также проведения очных и заочных любительских соревнований.

1.2. Основная задача свода — просветительская. Изложенные здесь рекомендации не рассматриваются как нечто обязательное к исполнению в рамках всего игрового сообщества. Организации (объединения), действующие в сфере точек, могут по собственной инициативе внедрять настоящий свод (отдельные его положения) в повседневную практику, устанавливая для своих членов ответственность за несоблюдение его предписаний.

Раздел II. О разумном позиционировании.

2.1. Точки — интеллектуальная игра. Одна из многих — не лучше и не хуже. Со своей спецификой, которая может привлекать или отталкивать, но всегда — на уровне эмоций. Объективные критерии оценки в данном случае отсутствуют. Нет ничего глупее спора о вкусах — избегайте его, общаясь с представителями других игровых сообществ или обращаясь к ним заочно.

2.2. Другие игры можно не понимать и не любить, но публично демонстрировать своё негативное отношение не стоит. Лучшая стратегия общения с коллегами по цеху — уважительный нейтралитет. Если этой стратегии не придерживается собеседник, лучше оставить его наедине со своими заблуждениями — голос разума тут бессилен. 

Раздел III. Об игровой психологии.

3.1. Точки не война, партия не битва насмерть и соперник вам не лютый враг, кем бы он ни был в реальном мире. Помните, что, играя, а равно и наблюдая за чужими играми, вы всего лишь развлекаетесь, а не решаете судьбы человечества. Вселенную спасти всё равно не удастся, а вот испортить настроение себе и окружающим — вполне.

3.2. Результат игры никак не связан с личностным статусом соперников. Поражение никого не унижает, а победа — не возвышает. Бояться первого и кичиться вторым — глупо. Стимулировать подобные настроения, будучи сторонним наблюдателем, — некрасиво.

3.3. Рейтинг и прочие формализованные индикаторы игровой успешности являются хорошим инструментом контроля своего прогресса, но не должны становиться самоцелью или фетишем. Тщательный подбор соперников, манипуляция своими показателями, искажающая реальный статус-кво, навязчивое педалирование данной темы, бросающееся в глаза окружающим, — не слишком достойная манера поведения.

3.4. Нет ничего плохого в том, что человек играет инкогнито. Проблемы начинаются лишь тогда, когда прятки за псевдонимами обусловлены желанием повоевать, унизить или побаловаться с рейтингом. Обмануть таким образом можно только себя самого.    

Раздел IV. Об игровом этикете.

4.1. Игра — часть жизни. Всё, что считается этичным в реальном мире, будет таковым и вокруг игрового поля. Очно вы играете или заочно, открыто или анонимно, знакомы с соперником или нет, ведите себя так, как положено воспитанному человеку, и большинство возможных проблем разрешится, даже не возникнув.

4.2. Единственное, чем соперники безусловно друг другу обязаны, находясь по разные стороны поля, — это соблюдение текущих правил игры. Во всём остальном, что не регулируется элементарными нормами человеческого общения, действует принцип добровольности.

4.3. Каждый играет с тем, с кем хочет, тогда, когда хочет и столько, сколько хочет. Предложить кому-нибудь партию или попросить о немедленном реванше — нормально. Навязчиво этого требовать или предъявлять претензии в случае отказа — дурной тон.

4.4. Хоть игра и является развлечением, соревновательный момент придает процессу известную специфику. Каждый хочет победить (как минимум — не проиграть) и никто не обязан помогать это делать сопернику, равно как и соответствовать его представлениям о красивой и комфортной игре. Допустимы любые способы достижения необходимого результата, если они не противоречат текущим правилам и не выходят за рамки игрового поля. Требовать от соперника удобной для вас тактики, уступок по ходу партии, быстрого обдумывания ходов, отказа от заземления, когда оно возможно, согласия на ничью, когда она невыгодна, досрочной сдачи и тому подобных вещей, а уж тем более предъявлять на сей счет претензии — дурной тон и проявление слабости.

4.5. Отдельно стоит упомянуть такую опцию, как отмена одного или нескольких ходов. В товарищеских играх она вполне допустима, но исключительно по обоюдному согласию. Попросить соперника о подобном одолжении не зазорно, а вот настаивать и, получив отказ, возмущаться — выставлять себя в дурном свете.

4.6. Среди выходящих за пределы игрового поля и однозначно недопустимых способов достижения результата наиболее распространенными являются помощь со стороны (подсказки), а также использование технических устройств (программных средств), которые облегчают оценку позиции и перебор вариантов. Соперника, может, и обманете, а вот себя — не получится. Незаслуженные победы душу не греют и росту мастерства не способствуют, о чем следует помнить не только игрокам, но и «помощникам», оказывающим в данном случае медвежью услугу.

4.7. Поражения — неотъемлемая часть игры, хотя радости, понятно, никому и не приносят. Умение контролировать внешние проявления своего разочарования — признак спортивной зрелости и здоровой психики. Привычка бороться до конца похвальна, но бессмысленное сопротивление или просто умышленное затягивание времени, когда конец уже очевиден, не делают чести даже самому упорному бойцу (исключение составляют ситуации, когда, играя блиц или находясь в цейтноте, вы делаете ничего не значащие ходы, чтобы успеть проанализировать сложную позицию). Ещё хуже — бросать игру без формального ее завершения. Самое же неприглядное — это поиск оправданий своему поражению, попытка списать его на внешние факторы, обвинение соперника в том, что он победил незаслуженно. Запретить вам подобным образом изливать эмоции никто, конечно, не может, но со стороны это выглядит жалко.

4.8. Победа окрыляет, причем иногда так сильно, что хочется поделиться радостью со всем Миром. Ну и напроситься заодно на похвалу, разумеется. Поведение, опять же, не наказуемое и такого тягостного впечатления, как плач побежденного, не оставляет. Однако, если злоупотреблять подобной эмоциональной стимуляцией, можно показаться смешным, что росту репутации также не способствует.        

4.9. Общение по ходу партии допустимо, но не является обязательным. Поприветствовать соперника в начале и поблагодарить в конце — похвально. Обсудить игру, разобрать ошибки — полезно. Однако превращать это в ритуал, исполняемый вне зависимости от обоюдного желания, не слишком разумно. Если соперник не намерен с вами любезничать, оставьте его в покое — первична всё же игра как таковая.

4.10. Откровенное хулиганство вроде выписывания точками на поле оскорбительных слов или умышленной порчи игрового инвентаря в подробном описании не нуждается. Людям, позволяющим себе такие выходки, интеллектуальные игры противопоказаны ввиду отсутствия интеллекта.

Раздел V. О турнирном этикете.

5.1. Спортивные соревнования — витрина игровой субкультуры. Круг постоянных участников турниров всегда уже, чем сообщество в целом, средний уровень их мастерства, а также мотивация — выше. Во главе угла стоит результат, достижение которого требует серьезных усилий. Психологическое напряжение и конфликтный потенциал — значительные. Всё это приводит к необходимости более тщательной регламентации и налагает на игроков повышенные требования в плане дисциплины и самоконтроля.

5.2. Помимо универсальных моральных норм и правил игры, участники турнира обязаны строго соблюдать его регламент (причем полностью, а не выборочно), а также обусловленные регламентом требования арбитра.

5.3. Соблюдение регламента начинается с его изучения. Незнание правил, по которым проводится турнир, может отрицательно сказаться на ваших результатах и, что ещё более важно, создать дополнительные проблемы организатору, арбитру и другим участникам. Это не просто легкомыслие, это неуважение.

5.4. Высказывать собственное мнение относительно содержания регламента можно и должно, но делать это следует корректно, понимая при этом, что решающее слово в любом случае остаётся за организатором. Протесты и ультиматумы здесь неуместны. В конце концов, участие в турнире — дело добровольное.

5.5. Решения арбитра, принятые по ходу турнира, не обсуждаются. Попытки вмешательства в процесс принятия этих решений, пререкания, апелляции к сообществу с целью оказать давление — абсолютно недопустимы. Свою позицию можно озвучить, если арбитр сам об этом попросил. Если же уверены в ошибочности его действий, обжалуйте их в установленном регламентом порядке. 

5.6. Регистрация на турнир не пустая формальность, а действие, влекущее за собой вполне осязаемые последствия. Организатор обрабатывает вашу заявку, она влияет на турнирную сетку и расписание, потенциальные соперники учитывают вас в процессе подготовки, а болельщики ждут ваших игр. Понятно, что на этом фоне отказ от участия выглядит весьма некрасиво. Не уверены, что можете и хотите играть, — не регистрируйтесь.

5.7. Украшением и главным содержанием любого турнира являются игры. Трудно придумать нечто более скучное, чем технические результаты, обусловленные неявкой одного или обоих соперников. Это снижает спортивную ценность и зрелищность соревнований, ставит под сомнение целесообразность усилий организатора. Понятно, что причина неявки может быть и уважительной — в таком случае желательно заранее предупредить соперника и арбитра. Однако, как показывает опыт, чаще всего речь идет либо о безответственности (не изучил расписание, забыл, опоздал), либо о банальном нежелании играть (зарегистрировался наобум, не устраивает соперник, партия не имеет турнирного значения, потеряны шансы на высокое место или выход в следующую стадию, просто надоело). Ни то, ни другое игрока не красит. Не считаете турниры чем-то серьезным, не готовы играть с полной отдачей — не участвуйте.

5.8. Турниры предоставляют широкие возможности для демонстрации приверженности принципам fair play. Игрок может согласиться на перенос игры или переигровку, продлить обязательную паузу или остановить таймер, если у соперника возникли проблемы со связью (при заочной игре через Интернет), заиграть фол (при очной игре на бумаге), не уведомить арбитра о каком-то не слишком серьёзном нарушении регламента, добросовестно отыграть ничего не значащую для него партию, сохранив тем самым турнирную интригу, и так далее. Однако подобное поведение не должно восприниматься как обязательное. Ваша репутация — это ваш свободный выбор. Если вы строго соблюдаете правила игры и регламент турнира, не проявляя при этом склонности к рыцарским поступкам, никто не вправе требовать от вас большего и тем более высказывать упрёки.

Раздел VI. О корпоративной солидарности.

6.1. Игровое сообщество не является монолитом. В его состав может входить большое количество формальных и неформальных объединений: разработчики игровых площадок, владельцы информационных ресурсов, клубы, организаторы соревнований, сборные команды, различные группы по интересам. Понятно, что в отношениях подчинённости они не состоят и ничем друг другу не обязаны, имея зачастую диаметрально противоположные интересы и прямо конкурируя. Тем не менее хотелось бы надеяться, что люди, от которых зависит идеология и стиль работы этих коллективов, понимают главное: не навредить общему делу — уже успех. А общее для нас, точечников, дело — это развитие и популяризация игры.

6.2. Представления о правильных путях развития у каждого свои, однако, во-первых, абсолютной истиной никто не обладает, поэтому диалог, по возможности очищенный от эмоций и личных амбиций, безусловно необходим, а, во-вторых, есть вещи, к которым желательно относиться с максимальным пиететом, избегая даже минимального вмешательства в традиционно сложившиеся формы без крайней необходимости и всеобщего консенсуса. В первую очередь это базовые правила игры, во вторую — общепризнанные высшие спортивные титулы, личные и командные.

Александр Парфенов. 1 августа 2019 года

Благодарность за помощь:
Дмитрию Дементьеву
Ксении Дементьевой